Что делать, если госзаказчик не принимает и не оплачивает товары (работы, услуги)?

 

Один из самых часто возникающих споров в рамках 44 и 223 ФЗ — это спор о приемке и оплате товаров (работ или услуг) между заказчиками и исполнителями.

 

Причин этому — огромное количество, вплоть до того, что товары, работы и услуги (сокращенно — аббревиатура ТРУ) действительно некачественные и не подлежат приемке.

 

Поэтому сразу оговоримся, что в данной статье мы рассмотрим ситуации, когда ТРУ качественные, и при отказе в их приемке имеет место злоупотребление заказчика.

 

Такое может происходит в следующих случаях:

  • при «смене команды» на стороне заказчика, когда новая команда начинает проверять и тормозить работу исполнителей, с которыми заключались контракты старой командой (часто с целью завести на контракты дружественных исполнителей).
  • при выигрыше в тендере, победа в котором предназначалась другому исполнителю (дружественного заказчику).
  • реже — в случаях, когда сотрудники заказчика привлекаются к уголовной ответственности. Из-за этого ставятся на стоп и проверяются все ранее заключенные ими контракты.

 

Далее разберем порядок действий исполнителя, которой столкнулся с необоснованным отказом в приемке и оплате поставленных или выполненных ТРУ.

 

Первым делом, стоит письменно зафиксировать факт поставки и готовности к подписанию «закрывающих документов», таких как универсальный передаточный документ, акты выполненных работ (по формам КС-2, КС-3) и т.д. Часто происходит так, что исполнители выполнили работы и ждут документов от заказчика, а потом жалуются, что документов нет и в приемке отказано. В данной сфере нужно проявлять инициативу и готовить все необходимые документы самостоятельно. В частности при завершении строительных работ стоит самостоятельно направить акты на подписание заказчику и письмо о согласовании времени приемки результата. Идеальным способом будет размещение этих документов в единой информационной системе (ЕИС). Также можно направить их по электронной почте и физическому почтовому адресу заказчика, указанным в контракте.

 

Если всего вышеперечисленного не сделать, то заказчик сможет применить к вам штрафные санкции или даже расторгнуть контракт и указать на то, что работы вы не сдаете, еще и нарушаете сроки. Ведь опровергающих доказательств у вас не будет. Если же документооборот вести правильно, то подобных злоупотреблений заказчик не допустит и не уклонится от приемки.

 

Следующим этапом после фиксации факта поставки или выполнения работ/услуг исполнитель может столкнуться с выставлением необоснованных претензий к качеству ТРУ. Бороться с этим возможно путем проведения экспертизы и фиксацией всего пути ТРУ от первичного производства или закупки до конечной поставки заказчику в виде товара или в составе работы/услуги (Подробно описываем этот вопрос в другой статье, доступной по ссылке). При этом крайне важно не игнорировать акты проверок исполнения контракта со стороны контролирующих органов или самого заказчика и сразу обжаловать их. Ведь если их не обжаловать, то такие акты проверок ложатся в основу позиции заказчика о том, что ТРУ не качественные. А у госорганов подход простой: если акт вы не обжаловали, значит согласились с ним.

 

Описанными выше действиями исполнитель выполняет две задачи:

  • Доказывает, что контракт исполнен,
  • И доказывает, что контракт исполнен качественно.

 

После этого остается самое простое — потребовать оплаты или взыскать ее принудительно.

 

Для этого, как и в любой другой отрасли, направляется досудебная претензия и в случае ее игнорирования, происходит обращение в суд. При этом заказчику в рамках 44-ФЗ следует помнить об административной ответственности за нарушение сроков оплаты для должностных лиц по статье 7.32.5 КоАП РФ в виде штрафа до 50 тыс. руб., а в рамках 223-ФЗ о таком же штрафе по части 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ (при неоплате субъектам малого предпринимательства). Такая мера ответственности дополнительно стимулирует сотрудников заказчиков в сфере государственных и организованных закупок не допускать злоупотреблений при оплате.

 

В связи с вышеизложенным, не стоит пренебрегать юридическим сопровождением контрактов, так как любая допущенная мелкая ошибка может стоить не только оплаты по контракту, но и дополнительных санкций или даже расторжения контракта с негативными для исполнителя последствиями.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять